Подборка лучших высказываний, афоризмов и цитат Карла Маркса по мнению зацитачено.ru. Надеемся что, среди подобранных нами жизненных высказываний, вы найдете нужную мысль.

 Главнейшая свобода печати состоит в том, чтобы не бы

Плавильные печи, прокатные заводы и т.д., здания, машины, железо, уголь и т.д. должны больше делать, чем только превращаться в сталь. Они существуют для того, чтобы всасывать прибавочный труд, а всосут они его, конечно, больше в 24 часа, чем в 12 часов.

Для пролетариата смелость, сознание собственного достоинства, чувство гордости и независимости — важнее хлеба.

Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования…

Истинная любовь выражается в сдержанности, скромности и даже в робости влюбленного в отношении к своему кумиру, но отнюдь не в непринужденном проявлении страсти и выказывании преждевременной фамильярности.

Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной ещё многих трагедий.

Религия сама по себе лишена содержания, её истоки находятся не на небе, а на земле, и с уничтожением той извращенной реальности, теоретическим выражением которой она является, она гибнет сама собой.

Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить.

Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.

Только из спокойствия могут возникнуть великие и прекрасные дела; оно — та почва, на которой только и произрастают зрелые плоды.

Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить.

Чем более способен господствующий класс принимать в свою среду самых выдающихся людей из угнетенных классов, тем прочнее и опаснее его господство.

То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, к продукту своего труда и к самому себе, то же можно сказать и об отношении человека к другому человеку, а также к труду и к предмету труда другого человека.

В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чёртом — нужно только быть уверенным, что ты проведёшь чёрта, а не чёрт тебя.

Почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей. Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произвол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нравственная субстанция этого отношения.

Только это чувство, которое вместе с греками покинуло мир, а при христианстве растворилось в обманчивом мареве царства небесного, может снова сделать общество союзом людей, объединенных во имя своих высших целей.

Религия подобна вздоху угнетенного существа, сути бесчеловечного мира, она – дух бездушных устоев. Это народный опиум.

На жалобы относительно физического и духовного калечения, преждевременной смерти, истязаний чрезмерным трудом он отвечает: как могут терзать нас эти муки, если они увеличивают наше наслаждение (прибыль)?

Оковы свои кует народ, который обращает в рабство свободолюбивых людей.

Чрезмерная серьёзность — это самое комичное, а чрезмерная скромность — это самая горькая ирония.

Творить мировую историю было бы, конечно, очень удобно, если бы борьба предпринималась только под условием непогрешимо благоприятных шансов.

Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком.

В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.

Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять общество, как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного является проявлением и утверждением общественной жизни.

Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.

Если не по содержанию, то по форме борьба пролетариата против буржуазии является сначала борьбой национальной. Пролетариат каждой страны, конечно, должен сперва покончить со своей собственной буржуазией.

Непосредственным, естественным, необходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине. На основании этого отношения можно, следовательно, судить о ступени общей культуры человека.

Выдвигали возражение, будто с уничтожением частной собственности прекратится всякая деятельность и воцарится всеобщая леность. В таком случае буржуазное общество должно было бы давно погибнуть от лености, ибо здесь тот, кто трудится, ничего не приобретает, а тот, кто приобретает, не трудится.

Недостаточно, чтобы мысль стремилась к воплощению в действительность, сама действительность должна стремиться к мысли.

Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание.

Древние говорили: надо стремиться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде! Какая глубокая человеческая мудрость заключена в этих словах.

Чтобы “защитить себя от “змеи своих мучений”, рабочие должны объединиться и, как класс, заставить издать государственный закон, мощное общественное препятствие, которое мешало бы им самим по добровольному контракту с капиталом продавать на смерть и рабство себя и свое потомство.

Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.

Ваши идеи сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности, точно так же как ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса.

Процесс жизни человека состоит в прохождении им различных возрастов. Но вместе с тем все возрасты человека существуют бок о бок.

Какое-нибудь существо является в своих глазах самостоятельным лишь тогда, когда оно стоит на своих собственных ногах, а на своих собственных ногах оно стоит лишь тогда, когда оно обязано своим существованием самому себе. Человек, живущий милостью другого, считает себя зависимым существом.

Классовая борьба есть борьба политическая.

Сердце человека — удивительная вещь, особенно если человек носит сердце в своем кошельке.

Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям.

Цена есть денежное название овеществленного в товаре труда.

Свободное время — пространство для развития личности.

Проявление робости, сдержанности, скромности – основные черты истинного светлого чувства, которой чужда фамильярность, похоть, несдержанность и страсть.

Всякое начало трудно, – эта истина справедлива для каждой науки.

Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс. Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промышленности, пролетариат же есть её собственный продукт.

Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Время послужило моей любви лишь для того, для чего солнце и дождь служат растению — для роста в ней сосредоточиваются вся моя духовная энергия и вся сила моих чувств. Я вновь ощущаю себя человеком в полном смысле слова, ибо испытываю огромную страсть.

Именно лицемерие прикрывается Богом, не веря ни в его действительность, ни во всемогущество добра; именно себялюбие ставит личное спасение выше спасения общественного целого.

У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: Уважающие себя люди вовсе не должны слепо доверять друг другу.

Я знаю только одно: что я не марксист.

Законы, преследующие за принципы, имеют своей основой беспринципность.

Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности.

Счёт — это первый свободный теоретический акт рассудка ребенка.

Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.

Чтобы сделать общество (которое, конечно, состоит из нерабочих) счастливым, а народ довольным даже его жалким положением, для этого необходимо, чтобы огромное большинство оставалось невежественным и бедным.

Коммунисты отнюдь не хотят уничтожить частного человека в угоду всеобщему, жертвующему собой человеку.

Творить мировую историю было бы, конечно, очень удобно, если бы борьба предпринималась только под условием непогрешимо-благоприятных шансов.

Ни один человек не борется против свободы, — борется человек, самое большее, против свободы других.

В действительности истинная «общественно-воспитательная роль» государства заключается в его разумном и общественном бытии.

Взрослый человек не может снова стать ребенком, не впадая в детство. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизвести присущую ребенку правду?

Никуда не годится «народное воспитание через посредство государства». Наоборот, государство нуждается в очень суровом воспитании со стороны народа.

Политическая власть в собственном смысле слова — это организованное насилие одного класса для подавления другого.

К экономии времени сводится в конечном счете вся экономия.

Человека, стремящегося приспособить науку к такой точке зрения, которая почерпнута не из самой науки (как бы последняя ни ошибалась), а извне, к такой точке зрения, которая продиктована чуждыми науке, внешними для неё интересами, такого человека я называю «низким».

Мораль зиждется на автономии человеческого духа…

Противно быть под ярмом — даже во имя свободы; противно действовать булавочными уколами, вместо того чтобы драться дубинами.

Борьба между капиталистом и наёмным рабочим начинается с самого возникновения капиталистического отношения.

Того, чего хочет обыватель, — жить и размножаться, хочет и животное? Чувство своего человеческого достоинства, свободу, нужно еще только пробудить в сердцах этих людей.

Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у монархиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить.

Мы страдаем не только от живых, но и от мертвых.

Не только богатство человека, но и бедность его получает при социализме в равной мере человеческое и потому общественное значение. Она есть пассивная связь, заставляющая человека ощущать потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек.
Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.

Если законодательство не может декретировать нравственность, то оно еще в меньшей степени может провозгласить правом безнравственность.

Чувственная природа организма ребёнка — это первая связь, которая соединяет его с миром.

Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.
Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку.

Древние говорили: надо стремиться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде. Какая глубокая человеческая мудрость заключена в этих словах!

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

 Роскошь представляет собой противоположность по отно

Сердцу не прикажешь. Особенность присуща сердцу, которое в заточении между купюр в кошельке, как в темнице.

Я знаю только одно, что я не марксист!

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

Последний капиталист, которого мы повесим, будет тем, кто продал нам веревку.

Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи.

Уничтожение семьи! Даже самые крайние радикалы возмущаются этим гнусным намерением коммунистов.

Речь идет не о том, чтобы мысленно провести большую разграничительную черту между прошедшим и будущим, а о том, чтобы осуществить мысли прошедшего.

Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых его членов. Она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых.

Что же доказывает история идей, как не то, что духовное производство преобразуется вместе с материальным? Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса.

Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял.

Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях.

Смерть героев подобна закату солнца.

Нравственное государство предполагает в своих членах государственный образ мыслей, если даже они вступают в оппозицию против органа государства, против правительства.

Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.

В суете этого мира дружба — единственное, что имеет важное значение в личной жизни.

Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?

Для социалистического человека вся так называемая всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом.

Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет.

Всякий объект, включаемый — с одобрением или с порицанием — в кругозор печати, тем самым становится литературным объектом и, значит, объектом литературной дискуссии.

Оставаться… скромным по отношению к нескромности — это и есть самая серьезная нескромность духа.

Люди трусливые, которые отпор дать не в состоянии, становятся неумолимыми, когда дело коснется детей или воспитания. Родительский свой авторитет они демонстрируют обязательно, наглядность примеров также должна присутствовать.

Почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и… даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей… Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произвол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нравственная субстанция этого отношения.

Говорить об «естественной справедливости» — бессмыслица.

Присвоение богатства в его всеобщей форме обусловливает отречение от богатства в его вещественной реальности.

Презрение к самому себе — это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывает его животворящую кровь, вливает в неё яд человеконенавистничества и отчаяния.

Богатый человек — это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда.

Всякая нация может и должна учиться у других.

Революции — локомотивы истории.

 В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя ра

Истина всеобща, она не принадлежит мне одному, она принадлежит всем, она владеет мною, а не я ею.

Стоимость рабочей силы определяется стоимостью привычно необходимых жизненных средств среднего рабочего.

Люмпен-пролетариат, этот пассивный продукт гниения самых низших слоев старого общества, местами вовлекается пролетарской революцией в движение, но в силу всего своего жизненного положения он гораздо более склонен продавать себя для реакционных козней.

Так как все другие товары суть лишь особенные эквиваленты денег, а деньги – их всеобщий эквивалент, то они как особенные товары относятся к деньгам как к товару всеобщему.

Предмет искусства — то же самое происходит со всяким другим продуктом — создаёт публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой.

Время — это простор для развития способностей.

Истинная «общественно воспитательная роль» государства заключается в его разумном и общественном бытии.

Всякое начало трудно, — эта истина справедлива для каждой науки.

Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере.

Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного.

Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой.

Свободная от всяких сомнений вера в неподдельность любви, которую выражает возлюбленный, есть для возлюбленной высшее наслаждение собой, есть ее вера в самое себя.

Без рабства Северная Америка, страна наиболее быстрого прогресса, превратилась бы в патриархальную страну. Уничтожьте рабство, — и вы сотрете Америку с карты народов.

Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял.

 Всякое начало трудно,— эта истина справедлива для ка

Так, высокая англиканская церковь скорее простит нападки на 38 из 39 статей ее символа веры, чем на 1/39 ее денежного дохода.

Страсть — это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека.

Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком.

Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она — самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование.

Бытиё определяет сознание.

Время — фактически является активным бытием человека. Оно не только мера его жизни, оно — пространство его развития.

Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного… является проявлением и утверждением общественной жизни.

Быть рабом или быть гражданином — это общественные определения, отношения человека А к человеку В. Человек А как таковой — не раб. Он — раб в обществе и посредством общества.

Один акт насилия может быть искоренен только другим таким же актом.

Истина всеобща, она не принадлежит мне одному, она принадлежит всем, она владеет мною, а не я ею.

Предположим, что мы производили бы как люди. В таком случае я наслаждался бы индивидуальным проявлением жизни.

В буржуазном обществе прошлое господствует над настоящим, в коммунистическом обществе — настоящее над прошлым.

Умы всегда связаны невидимыми нитями с телом народа.

Быть рабом или быть гражданином — это общественные определения, отношения человека А к человеку В. Человек А как таковой — не раб. Он раб в обществе и посредством общества.

Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений.

Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

До сих пор ещё ни один химик не открыл в жемчуге и алмазе меновой стоимости.

Печать превращает материальную борьбу в борьбу идейную, борьбу плоти и крови — в борьбу духовную, борьбу потребностей, страстей, эмпирии — в борьбу теории, разума, формы.

Железная дорога, по которой не ездят, которая не используется, не потребляется, есть железная дорога только в возможности, а не в действительности.

Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку.

Успех идей зависит от того, насколько масса «интересуется» известными целями и насколько эти цели вызывают энтузиазм масс. «Идея» неизменно посрамляла себя, лишь только она отделялась от интереса масс.

Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу.

Все действительно сильные натуры, раз вступив на революционный путь, даже из поражений всегда черпали новые силы.

«Совесть» привилегированных — это ведь и есть привилегированная совесть.

Свобода настолько присуща человеку, что даже ее противники осуществляют ее, борясь против ее осуществления.

Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Форма денег есть лишь застывший на одном товаре отблеск отношений к нему всех остальных товаров.

Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой.

В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира.

Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать.

У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: Здесь нужно, чтоб душа была тверда; здесь страх не должен подавать совета.

То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, то же можно сказать и об отношении человека к человеку.

Нет никакой нужды думать о благосостоянии, здоровье, степени усталости и уровне жизни работника, если его всегда можно легко заменить на такого же.

Если ты любишь, не вызывая взаимности, то твоя любовь бессильна, и она — несчастье.

На место экономического богатства и экономической нищеты становятся богатый человек и богатая человеческая потребность.

Единение людей с людьми, основанное на реальном различии между людьми, понятие человеческого рода, перенесённое с неба абстракции на реальную землю,— что это такое, как не понятие общества!

Капитал национальности не имеет.

Любовь родителей наиболее бескорыстна.

Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации.

Важно очеловечить чувства, создав богатство природной субстанции при человеческой сущности.

Всякая нация может и должна учиться у других. Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, — а конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества, — не может ни перескочить через естественные формы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов.

Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.

Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принёс счастье наибольшему количеству людей…

Предположи теперь человека как человека и его отношение к миру как человеческое отношение: в таком случае ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т. д.

Взрослый человек не может снова стать ребенком, не впадая в детство. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизвести присущую ребенку правду?

Капиталистический способ производства и накопления, а следовательно, и капиталистическая частная собственность предполагают уничтожение частной собственности, покоящейся на собственном труде, т.е. предполагают экспроприацию работника.

Всеобщая скромность духа — это разум, та универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи.

Мораль зиждется на автономии человеческого духа.

Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса.

Отказываясь от государства ради свободы, нам нечего терять, кроме с своих цепей.

Болтовню Цицерона и Плутарха продолжают повторять до настоящего времени.

Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ.

Несмотря на то, что сюртук выступает застегнутым на все пуговицы, холст узнает в нем родственную себе прекрасную душу стоимости.

Нации, как женщине, не прощается минута оплошности, когда первый авантюрист может совершить над ней насилие.

Каждый по способностям, каждому по потребностям!

Страсть — это есть энергично стремящаяся к своему предмету существенная сила человека.

Отчаяние в собственном спасении превращает личные слабости в слабости человечества, чтобы сбросить это бремя с собственной совести.

Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей, либо же рабом своей собственной подлости.

Исследование истины само должно быть истинно, истинное исследование — это развернутая истина.

Никуда не годится народное воспитание через посредство государства. Наоборот, государство нуждается в очень суровом воспитании со стороны народа.

Истина так же мало скромна, как свет.

Разве я не уничтожаю свободу характера, когда я требую, чтобы он был свободен на чужой лад?

Золото функционирует как идеальная мера стоимости только потому, что оно уже обращается как денежный товар в меновом процессе.

Наслаждающийся богатством в одно и то же время и раб и господин своего богатства, в одно и то же время великодушен и низок, капризен, надменен, предан диким фантазиям, тонок, образован, умен. — Он еще не ощутил богатство как некую совершенно чуждую силу, стоящую над ним самим.

Новая эра отличается от старой эры главным образом тем, что плеть начинает воображать, будто она гениальна.

Человека унижает не атеизм, а суеверие и идолопоклонство.

Единение людей с людьми, основанное на реальном различии между людьми, понятие человеческого рода, перенесённое с неба абстракции на реальную землю, — что это такое, как не понятие общества!

Чрезмерная серьезность — это самое комичное, а чрезмерная скромность — это самая горькая ирония.

Великие кажутся нам великими лишь потому, что мы сами стоим на коленях. Поднимемся!

Из простого сложения существующих стоимостей никогда не может возникнуть прибавочная стоимость.

Существование того, что я действительно люблю, я ощущаю как необходимое, я чувствую в нем потребность, без него мое существование не может быть полным, удовлетворенным, совершенным.

Угнетенным разрешается один раз в несколько лет решать, какие именно представители угнетающего класса будут представлять и подавлять их.

Присвоение богатства обусловливает отречение от богатства в его вещественной реальности.

Мы знаем, что отдельный человек слаб, но мы знаем также, что целое — это сила.

То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, то же можно сказать и об отношении человека к другому человеку.

Неужели требование свободы характера на чужой лад не есть его прямым уничтожением?

Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

Грубый, невоспитанный человек готов считать того или иного прохожего самой скверной и самой низкой тварью на земле только потому, что тот наступил ему на мозоль. Свои мозоли он делает мерилом оценки человеческих действий.

Сам труд, сама жизнедеятельность, сама производственная жизнь оказываются для человека [рабочего] лишь средством для удовлетворения одной его потребности, потребности в сохранении физического существования. … Сама жизнь оказывается лишь средством к жизни.

Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то «боге», якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека.

Никогда ещё невежество никому не помогло.

Человек есть в самом буквальном смысле не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться.

Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их социальное существо определяет их сознание.

Если создавать будущие перемены не наше дело, то мы должны знать, что это лишь утверждает нас в совершенствовании настоящего.

Этикетка системы взглядов отличается от этикетки других товаров, между прочим, тем, что она обманывает не только покупателя, но часто и продавца.

Идеи, к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им.

Моральную силу невозможно создать параграфами закона.

В обществе, основанном на нищете, самые нищенские продукты имеют роковое преимущество служить для потребления самых широких масс.

Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производственные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созревают материальные условия их существования в недрах самого старого общества.

 Воображение — это великий дар, так много содействова

Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак.

Философия и изучение действительного мира относятся друг к другу, как онанизм и половая любовь.

Необходимо очеловечить чувства человека, создать человеческое чувство, соответствующее всему богатству человеческой и природной сущности.

Человек не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек — это мир человека, государство, общество.

Весьма удобно было бы вершить историю мира, если бы борьба была предпринята при условии безоговорочно благоприятных шансов.

Какое счастье — дружба, подобная той, какая существует между нами. Ты-то знаешь, что никакие отношения я не ценю столь высоко.

Человеческая сущность природы существует только для общественного человека: ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком.

Мы должны открыто предостеречь от такого рода лицемерных друзей, которые, правда, заявляют о своем согласии с принципами, но сомневаются в их осуществимости, потому что мир-де еще не созрел для них.

К смешному я отношусь серьезно, когда представляю его в смешном виде.

Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть в высокой степени культурным человеком.

Того, чего хочет обыватель, — жить и размножаться… хочет и животное… Чувство своего человеческого достоинства, свободу, нужно еще только пробудить в сердцах этих людей.

Безусловный долг законодателя — не превращать в
преступление то, что имеет характер проступка, и то лишь в силу обстоятельств. С величайшей гуманностью должен он исправлять все это, как социальную неурядицу, и было бы величайшей несправедливостью карать за эти проступки как за антисоциальные преступления.

В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.

Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни.

 Воспитатель сам должен быть воспитан.

Всякое производство есть присвоение индивидом предметов природы в рамках определенной формы общества и посредством нее.

Быть радикальным — значит понять вещь в её корне. Но корнем является для человека сам человек.

Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд.

Где равенство, там нет выгоды.

В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает…

…современная буржуазия сама является продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена.

Законы, преследующие за принципы, имеют своей основой беспринципность, безнравственный, грубо-вещественный взгляд на государство. Они — невольный крик нечистой
совести.

Когда раб превращается в господина на один день, то в этот день неограниченно властвуют грубые инстинкты.

В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то Боге, якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека.

Какой наивный цинизм!

Сама задача возникает тогда, когда материальные условия её решения уже имеются на лицо или по крайней мере, находятся в процессе становления.

Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия…

Основной принцип германской промышленности: самый лучший способ угодить людям — это сначала послать им хорошие образцы, а затем плохие товары.

Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек.

Существует двоякого рода смелость: смелость превосходства и смелость умственного убожества, черпающая силу из своего официального положения, из сознания, что она пользуется в борьбе привилегированным оружием.

Смерть — великий миротворец.

В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растёт обесценение человеческого мира.

Строй общественного жизненного процесса, т. е. материального процесса производства, сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда он станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным планомерным контролем.

Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок.

Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться.

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Современная государственная власть — это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии.

Равенство в эксплуатации рабочей силы – это для капитала первое право человека.

История повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.

Принимать одну основу для жизни, другую для науки — это значит с самого начала допускать ложь.

Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. Само насилие есть экономическая потенция.

Всякое начало трудно, — эта истина справедлива для каждой науки.

Законы, мораль, религия — все это для коммунистов не более чем буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы.

Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, – это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика.

Новичок в политике, как и новичок в естественных науках, подобен живописцу, знающему только две краски, белую и чёрную, или, если угодно, чёрно-белую и красную.

Я принес все свое состояние в жертву революционной борьбе.

Оставаться скромным по отношению к нескромности — это и есть самая серьезная нескромность духа.

Я вообще не думаю, что личности должны служить гарантиями против законов; я, наоборот, думаю, что законы должны служить гарантиями против личностей.

Сколь ужасно спасение, которое даёт самообман!

Мировые деньги функционируют как всеобщее средство платежа, всеобщее покупательное средство и абсолютно общественная материализация богатства вообще.

Существенная форма духа — это радостность, свет.

Во время труда труд постоянно переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы движения в форму предметности.

Того, кого увлек демон честолюбия, разум уже не в силах сдержать, и он бросается туда, куда его влечет непреодолимая сила: он уже больше не выбирает сам своего места в обществе, а это решают случай и иллюзия.

Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного.

Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.

В действительности истинная общественно-воспитательная роль государства заключается в его разумном и общественном бытии.

Если обстоятельства, в которых живет индивид, делают для него возможным лишь одностороннее развитие одного какого-либо свойства за счет всех остальных, то этот индивид и не может пойти дальше одностороннего, уродливого развития. Никакая моральная проповедь тут не поможет.

Мой труд был бы свободным проявлением жизни и поэтому наслаждением жизнью.

 Труд белых не может освободиться там, где труд черны

Нет той силы, которая остановит капиталиста в погоне за прибавочной стоимостью.

Презрение к самому себе — это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывает его животворящую кровь, вливает в нее яд человеконенавистничества и отчаяния.

Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.

Чем больше человек вкладывает в Бога, тем меньше остается в нем самом.

В суете этого мира дружба — единственное, что имеет важное значение в личной жизни…

Стать влиятельным человеком непросто – найди стимулы, которые будут двигать стремления людей вперед.

Способность к труду еще не означает труд.

Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие производства. Он слышит, что орудия производства предполагается предоставить в общее пользование, и, конечно, не может отрешиться от мысли, что и женщин постигнет та же участь. Он даже и не подозревает, что речь идет как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства.

Законы, преследующие за принципы, имеют своей основой беспринципность…

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

Быть чувственным значит быть страдающим.

Удрученный заботами, нуждающийся человек нечувствителен даже по отношению к самому прекрасному зрелищу.

Труд, продолжающийся более 12 часов, имеет своей тенденцией разрушение здоровья рабочего, преждевременную старость и раннюю смерть.

Любовь — это ужас и страшилище. Она вызывает у критической критики злость, разлитие жёлчи и чуть ли не умопомрачение.

 Петти называет «труд отцом богатства, а землю е

Капитал беспощаден по отношению к здоровью и жизни рабочего всюду, где общество не принуждает его к другому отношению.

Совесть привилегированных — это ведь и есть привилегированная совесть.

Человек живет природой.

История всего доселе существующего общества – это история классовой борьбы.

Искусство – это не зеркало, а молот, которым выковывают действительность.

Если бы целая нация действительно испытала чувство стыда, она была бы подобна льву, который весь сжимается, готовясь к прыжку.

Раб продан раз и навсегда, пролетарий должен сам продавать себя ежедневно и ежечасно. Принципы коммунизма.

Каждый из нас действительно делает себя тем, чем он является в глазах другого.

Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба.

Исследование истины само должно быть истинно, истинное исследование — это развёрнутая истина…

Если законы не способны утвердить нравственность, то провозглашать безнравственность обладает еще меньшим правом.

Философы только толковали мир по-разному. Смысл, однако, состоит в том, чтобы изменить его.

Человек свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность.

Всестороннее проявление индивида лишь тогда перестанет представляться как идеал, как призвание и т. д., когда воздействие внешнего мира, вызывающее у индивида действительное развитие его задатков, будет взято под контроль самих индивидов.

Богатство, если рассматривать его вещественно, заключается только в многообразии потребностей.

В отношении к женщине, как к добыче и служанке общественного сладострастия, выражена та бесконечная деградация, в которой человек оказывается по отношению к самому себе…

Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости.

Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием.

Капитал — мертвая производственная сила, которая, подобно вампиру, живет только при всасывании живой рабочей силы, и живет тем больше, тем больше труда она всасывает.

В противоположность другим товарам определение стоимости рабочей силы включает в себя исторический и моральный элемент.

Настоящее не означает конкретизированную черту между минувшим и будущим. Идея в осуществлении на яву мыслей прошлого.

Знания расширяют и умножают наши желания, а чем меньше желает человек, тем легче могут быть удовлетворены его потребности.

Если конструирование грядущих времен не есть наше дело, то тем определеннее мы знаем, что нам нужно совершить в настоящем.

Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба.

Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.

Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом.

Я вступаю в дружбу лишь с очень немногими, но зато дорожу ею.

Время послужило моей любви лишь для того, для чего солнце и дождь служат растению — для роста.

Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования. Но хорошо же то общество, которое не знает лучшего средства самозащиты, чем палач, и которое провозглашает свою собственную жестокость вечным законом.

Наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса, и следовательно, человечества, всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения.

Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство.

Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, для их блага.

Жизнь каждого человека ежедневно убывает на 24 часа. Но на человеке не написано, сколько дней его жизни уже убыло. Однако это не препятствует обществам страхования жизни делать очень верные и, что еще важнее, очень выгодные выводы из средней продолжительности человеческой жизни.

Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия.

Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага.

Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой. Частный интерес всегда труслив, ибо для него сердцем, душой является внешняя вещь, которая всегда может быть отнята или повреждена.

В буржуазном обществе живой труд есть лишь средство увеличивать накопленный труд. В коммунистическом обществе накопленный труд — это лишь средство расширять, обогащать, облегчать жизненный процесс рабочих.

Люди завоевывали себе свободу всякий раз постольку, поскольку это диктовалось им и допускалось не их идеалом человека, а существующими производительными силами.

Стыд — это уже своего рода революция.

Смерть героев подобна закату солнца, а не смерти лягушки, лопнувшей с натуги.

Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным.

На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Способ грабежа определяется способом производства. Например, какая-нибудь stockjobbing nation*(* нация с развитой биржевой спекуляцией) не может быть ограблена таким же способом, как пастушеский народ.

Собственность породила рабство как средство для своего производства…

Только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

Один сорт товаров так же хорош, как и другой, если равны их меновые стоимости. Между вещами, имеющими равные меновые стоимости, не существует никакой разницы, или различия.

Коммунисты отнюдь не хотят уничтожить «частного человека» в угоду «всеобщему», жертвующему собой человеку.

Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Деньги — это сводник между потребностью и предметом, между жизнью и жизненными средствами человека.

Можно было бы сказать, что то, что в Соединенных Штатах является историческим продуктом, – это безразличие к определенному виду труда, – у русских, например, выступает как природой данное предрасположение.

Государство нуждается в очень суровом воспитании со стороны народа.

Теперешнее общество не твёрдый кристалл, а организм, способный к превращениям и находящийся в постоянном процессе превращения.

Истинно нравственное поведение состоит как раз в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному поведению.

Как не вспомнить тут добряка Догбери, который поучает ночного сторожа Сиколя 36, что “приятная наружность есть дар обстоятельств, а искусство читать и писать дается природой”.

В ледяной воде эгоистического расчета буржуазия потопила священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.

Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придаёт его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство.

Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи.

Деньги — это кристаллизация меновой стоимости товаров, создаваемая ими в самом процессе обмена.

Истинная любовь выражается в сдержанности, скромности и даже в робости влюбленного в отношении к своему кумиру.

Обыкновенные арфы звучат в любой руке; эоловы арфы — лишь тогда, когда по их струнам ударяет буря.

Говорить об естественной справедливости — бессмыслица.

Рабовладелец покупает своего рабочего так же, как он покупает свою лошадь. Теряя раба, он теряет капитал, который приходится возмещать новой затратой на невольничьем рынке.

Хочешь иметь столько денег, чтобы хватало тебе и твоей семье — работай сам… Хочешь обеспечить свои будущие поколения — заставь людей работать на себя.

Смотрите также